О гибридах

О гибридах

Вкратце.

Этот раздел сайта ответит на вопросы: "Что такое гибрид и гибридная аэролодка?", "На что способен гибрид?", "Чем гибридная аэролодка лучше аэролодок и СВП?", "Какие преимущества даёт гибрид?" и тд.

Гибриды - техническое новшество на рынке аэролодок и свп. Поэтому стоит детально рассмотреть особенности их эксплуатации.

Некоторая информация наглядно показана в видео-доказательствах в конце этой страницы.

История создания.

Для начала, немного истории для понимания направления эволюции аэровездеходов. Здесь показан наш опыт с 2008 года: с чего мы начинали и к чему пришли в стремлении создать универсальный, проходимый аэровездеход.

  • 8 апреля 2008 г. - начало разработок и испытаний собственного СВП.
  • 2015 г. - создана классическая аэролодка "Раздолье" - аэролодка открытого типа.
  • 2016 г. - создана классическая аэролодка «Роза Ветров» - аэролодка закрытого типа.
  • 2018 г. - начало разработок и испытаний "Розы Ветров" с наддувом, названной в последующем "гибридной аэролодкой".
  • 2018-2019 гг – продолжаются многократные испытания во всех дорожных и погодных условиях с последующей модернизацией узлов и корректировкой КД с целью достижения максимальных эксплуатационных характеристик.
  • 24 июня 2019 – отгружен первый в мире серийный гибрид. Наша компания стала первым производителем, серийно выпускающим гибридные аэролодки!
  • Подача заявки на патент.
  • 25 сентября 2019 г – впервые показаны возможности выхода на берег аэролодок Роза Ветров на нашем канале YouTube (https://youtu.be/DYoZmas2jzc ).
  • 25 ноября 2019 г – впервые нами введен термин «гибридная аэролодка», означающий симбиоз аэролодок и СВП (https://youtu.be/oNw-PF3PNzs ).
  • 13 ноября 2020 г – начало рекламирования гибридных аэролодок «Роза Ветров» (https://youtu.be/eDC348cptAw ). До этого информация о гибридах  и возможность их купить была эксклюзивно доступна только клиентам ООО «ВТР».
Рис. 1. Первая гибридная «Роза Ветров». РВ-6Н, 130 л.с. Испытания. 2018 г.
Рис. 2. Гибридная «Роза Ветров». РВ-7Н, 170 л.с. 2019 г.
Рис. 3. Гибридная «Роза Ветров». РВ-6Н, 200 л.с. 2020 г.

Подробнее о гибридной технологии.

«Гибридная технология» – комплекс конструктивных изменений аэролодки, направленных на обеспечение принудительного наддува воздуха под днище аэролодки для снижения гидродинамического сопротивления при движении. Иными словами, создается воздушная прослойка (подушка), которая снижает трение об контактную поверхность (вода, снег, лед, песок, сухой и мокрый бетон, болото и тд).

«Гибридная аэролодка», «гибрид» – это аэролодка, оснащенная гибридной технологией. По-народному: «аэролодка с наддувом», «аэролодка с поддувом», «аэролодка на воздушной подушке». Кстати, последнее название ошибочно применялось ко всем классическим аэролодкам задолго до появления гибридов. Однако, теперь это выражение обрело реальное значение.

Гибридная технология, реализованная в аэролодке «Роза Ветров», защищена патентом. Ценность этой технологии в ее максимальной эффективности (КПД) при движении и страгивании с места. Причем наш вариант исполнения предусматривает установку дополнительного двигателя под основным двигателем, что позволяет сохранить полезное пространство аэролодки.

Конструктивное исполнение.

Дополнительный малолитражный двигатель с воздушным винтом нагнетает воздух под каждую чешую аэролодки, которая контактирует с поверхностью. Этот двигатель установлен под маршевым двигателем. Оба запитаны с одного топливного бака.

Дополнительный двигатель наддува имеет отдельное управление и запуск. Можно регулировать режим его работы, подстраиваясь под меняющиеся внешние погодные и дорожные условия, а также загрузку лодки.

Что важно, выход из строя двигателя наддува не приводит к остановке как на СВП!

Установка двигателя на носу изначально была отклонена по ряду недостатков: потеря полезного пространства и низкая эффективность при страгивании с места и в водоизмещающем режиме.

Рис. 4. Дополнительный двигатель наддува.

В чем преимущества гибридных аэролодок?

 

Вам уже знакомо?

 

no Аэролодка налегке летит с ветерком, а после загрузки в 500-600 кг по воде еле тащится.

no После ряби заезжаете на водную гладь и замедляетесь сразу на 20 км/ч, а лодка становиться менее отзывчивой на руль.

no Попадаете на липкий снег и не можете ехать быстрее 15-20 км/ч как бы ни давили на газ. Будто якорь привязали к аэролодке.

Все эти и другие проблемы возникающие в эксплуатации решает гибридная аэролодка «Роза Ветров».

 

Рассмотрим преимущества в сравнении с классической аэролодкой при равных внешних условиях.

yesХарактеристики:

  • грузоподъемность с глиссированием по воде больше до 40% (1000+ кг)
  • максимальная скорость по воде налегке больше на 40% (130+ км/ч)
  • скорость по воде на тяжелогруженой лодке больше на 50-100% (80км/ч с 880 кг загрузки)
  • дальность хода больше до 286% (т.е. в 3,8 раза) за счёт догрузки топлива
  • дальность хода больше до 25% за счёт экономии топлива
  • расход топлива меньше на 20%. Для сравнения: при загрузке 600-700кг по водной глади – 56 л/100км.

yesУправляемость:

  • регулируемая манёвренность: чем больше наддува, тем выше поворотливость
  • более устойчивая на повороте в режиме глиссирования: подушка снижает вероятность погружения внешнего баллона в воду переводя аэролодку в режим бокового скольжения
  • с воздушной подушкой лучше управляемость на границе сред: меньше цепляется за камни, меньше чувствуются переходы снег-лед.
  • облегченный разворот на месте

yesПроходимость и эффективность в трудных эксплуатационных условиях:

  • не теряет скорость по водной глади, а только увеличивает ее. На классической аэролодке скорость снижается до 40% при загрузках больше средней.
  • существенно решается проблема прилипания к липкому снегу и наледи в движении и после остановки. С 33 км/ч вы можете поднять скорость до 80 км/ч как в данном примере https://youtu.be/_XjBlZE4RVA .
  • существенно решается проблема плохого скольжения и примерзание после остановки к снегу при t ниже минус 30 С
  • значительно упрощается страгивание со льда и снега после примерзания. При соблюдении РЭ вы уверенно решаете эту проблему не прибегая к домкратам и лебедкам.
  • решается проблема прилипания к пологому песчаному берегу. Появляется возможность уверенно преодолевать песчаные участки и отмели. На классических аэролодках возможен проезд на скорости только коротких и прямых участков. В случае вынужденной или случайной остановки может прилипнуть надолго. Внимание: продолжительное движение ускоряет износ чешуи и лопастей.
  • решается проблема прилипания к маловодному болоту. Т.е. если на поверхности болота нет воды, но земля пропитана водой как губка, то очень высока вероятность прилипнуть к болоту несмотря на отличное скольжение в движении. Внимание: продолжительное движение ускоряет износ чешуи.
  • благодаря воздушной подушке гибрид способен более уверенно преодолевать сухие и ровные участки: бетон, земля с невысокой травой, ягель. Основным условием для движения является плотное прилегание днища. Кочки и ямки необходимо преодолевать на скорости, без остановки. Избегать липкой грязи и сильно шероховатых поверхностей. Внимание: следует пользоваться только при острой необходимости, и/или оправданных расходах на последующий ремонт изнашиваемых элементов.
  • гибрид способен ехать еще по более мелкой воде несмотря на свой вес. Парящее движение гибрида уменьшает контакт с каменистым дном, повышает манёвренность, позволяя успешно лавировать препятствия, тем самым дольше сохраняет чешую.

yesНовые фишки в эксплуатации:

  • выезд на сухой берег, съезд с берега.
  • более крутой разворот на месте маршевым двигателем
  • можно развернуть на воздушной подушке без маршевого двигателя.
  • можно легко заехать, выехать из гаража без прицепа, перемещать в гараже, на прицепе в любых направлениях, даже назад, если нет препятствий
  • наддув сильно облегчает буксирование аэролодки

 

Рассмотрим преимущества в сравнении с СВП (судно на воздушной подушке) при равных внешних условиях. С советских времен создано и усовершенствовано много моделей СВП, с различными исполнениями гибких ограждений (ГО), различными характеристиками. Но все они имеют принципиальное отличие от аэролодок: очень низкое сопротивление движению и невозможность движения без воздушной подушки. Если первое – это в большинстве случаев преимущество, то второе – это недостаток, который выливается в серьёзные эксплуатационные ограничения. Аэролодки же наоборот, имея недостатки из-за высокого сопротивления движению, обладают большей проходимостью по снегу, льду, воде, пересеченной местности, горным рекам.

yesСначала рассмотрим преимущества гибрида как аэролодки:

  • аэролодка не останавливается на высоких волнах, и продолжает скользить в водоизмещающем режиме с волны на волну. Внимание: это движение только для возвращения на берег, чтобы переждать шторм.
  • на волнах до 0,3 м аэролодка только ускоряет ход, т.к. уменьшается площадь смачивания, снижается сила вязкого трения
  • успешно справляется с более сильным ветром, т.к. имеет лучшее сцепление с поверхностью воды и снега, кроме зеркального льда
  • преодолевает пороги горных рек
  • преодолевает торосы благодаря защите днища, нет опасения порвать ГО
  • преодолевает крутые подъемы, ямы, кочки, снежные барханы и другие изгибы рельефа уверенно, без разгона, более контролируемо и без опасения потерять воздушную подушку как на СВП
  • более динамичные, скоростные, маневренные, с маленьким радиусом поворота

yesТеперь рассмотрим преимущества гибрида, связанные с применением наддува:

  • Практически нет брызгов из-под днища, которые бы приводили к потере обзора и обледенению корпуса. Потому что:
    1. воздух проходя между чешуйками направляется назад,
    2. намного меньше расхода воздуха, поскольку подается в основном только для улучшения скольжения, а не для подъема лодки.
  • В случае потери наддува гибрид не останавливается как СВП, а продолжает движение в режиме аэролодки
  • амфибийность в сочетании с высокой геометрической проходимостью позволяют гибридной «Роза Ветров» совершать подъем и спуск по крутому бетонному слипу. И что важно, можно, управляя наддувом, уменьшить боковое скольжение от ветра или поперечного уклона слипа. При этом можно, остановившись на подъёме, продолжить движение вверх, не уходя на второй круг.
  • гибрид имеет более компактные габариты и массу при аналогичной грузоподъемности.

Надо сказать СВП в России сильно развито не только благодаря феноменальным возможностям передвижения по сухому, но и благодаря сильно развитой научно-технической и нормативной базе. До второго десятилетия 2000х годов суда на воздушных подушках, по инерции с советских времен, продолжали пользоваться популярностью, в том числе из-за отсутствия достойной альтернативы. Для перевозки грузов более 2000 кг и более 10 человек – для СВП до сих пор нет конкурентов. Это не удивительно по нескольким причинам:

  1. Благодаря воздушной подушке вязкое трение сведено к минимуму, расход топлива приемлим, по сравнению с аэролодками;
  2. При такой грузоподъемности высота и габариты подушки достаточно большие, чтобы преодолевать неровности.

Такие СВП успешно применяются в военных и промышленных целях. Однако, для потребительского сегмента у СВП есть существенные недостатки: это цена, сложность управления, сложность конструкции, и самое главное – ограниченность в эксплуатационных возможностях по сравнению с аэролодками. В основном СВП остаются популярными в тех условиях эксплуатации, где нет воды, которая крайне важна для классических аэролодок.

 

Далее будут приведены видео-доказательства возможностей гибридной аэролодки «Роза Ветров».

Выезд аэролодки на бетон и разворот на месте

Съезд с крутого уклона.

Перемещение без маршевого двигателя

Движение против чешуи